Знакомства

Крестьяне, казаки, разночинцы, прислуга:

Солоха, вдова, мать кузнеца Вакулы. Годов не считает, ей ни к чему. Чертовски обаятельна. Умеет так кланяться людям, что каждый считает, будто она кланяется лишь ему одному. Мастерица варить зелья. Знает все обряды. Очень приветлива к людям: идет ли набожный мужик, или дворянин, как называют себя козаки, одетый в кобеняк с видлогою, в воскресенье в церковь или, если дурная погода, в шинок, — как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой. И дворянин нарочно для этого давал большой крюк, прежде чем достигал шинка, и называл это — заходить по дороге. А пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: «Эх, добрая баба! черт-баба!» (часть текста беззастенчиво утащена у Н.В. Гоголя 🙂 ) До 1861 года была крепостной барина Оболонского.

Осип Гамуло, 35 лет, купеческий сын, писарь живет в Диканьке достаточно давно — уже лет 5 (а то и 10. а может все 15?).

Гордей Харитонович Москаленко, 45 лет, богатый козак, бывший сотник, Голова. Вдовец, отец Оксаны. В Диканьке имеет надел земли и не малую часть скота в деревенском стаде. Степенный и хозяйственный мужчина. Свободный от рождения, не был крепостным.

Вакула, 24 года, кузнец и просто гарний хлопчина.

Оксана — девица на выданье, 18 лет. Единственная дочка головы, Гордея Хоритоновича и его жены Галины (ныне покойной). После смерти матери (три года назад) дом на себя взяла: и готовка, и стирка, и уборка, и огород, и пряденье-ткачество… Однако и хозяйка из нее получилась отменная. Все знает, все умеет, везде поспевает.

Грыцько — души не чаю в Параскеве (дочь Солопия Черевика), только бедный я, но планы далекогоядущие. Ну и что шо бедный и грамоты не знаю, вот на ярмарку поеду продам может подороже сапог пару, а то глядишь и цвет папороти найду, розбогатееееею, от тогда и вот всем, пускай знает Солопий с какого теста я. Ой Параскевушка…

Полелюй — хозяин ярмарки. Приглядываю за порядком, веду учет сделкам, собираю налоги (сапоги, значит, продавать подороже? Дело хорошее — и про мою долю не забудь). Уважаю старинные традиции, и категорически не уважаю воров, жуликов и тому подобных. Характер торговый, хозяйственный.

Василев Бровка, 57 лет, слуга Петра Федоровича Богомолова. В семье богомоловых с 6 лет, Петр рос на моих глазах поэтому люблю его как сына которого у меня никогда не было. Знаю грамоту и путешествовал с хозяином по заграницам. Куда Петр Федорович туда и я.

Устинья на краю деревни живет в покосившейся избушке, что ей от тетки досталась. До этого вроде в деревне неподалеку жила, но память у Устиньи плохонька — хорошо если имя свое поутру вспомнит. Девка видная, красивая, да бестолковая. Как ни старается, а с хозяйством ничего у ней не выходит, все из рук валится — ни огород посадить, ни белье постирать, ни одежду заштопать. Бывает, спросит совета у соседей, а как возьмется за работу, так все и перепутает. Как и живет-то, непонятно.

Ульяна Чиж, Молодая девушка из Диканьки, 19 лет.
Ульяна дружна с Параской, дочкой мельника Солопия Черевика, и с Оксаной, дочкой головы. Ульяна тиха и задумчива, много рисует, талант ей от Бога был даден, хорошо малюет, баско. Когда Ульяне было 5 лет она почти утонула, но вовремя вытащили. Ульяна помнит что когда тонула, она не испугалась, а ей наоборот было очень хорошо, под водой было светло и солнечно, и прекрасные русалки звали её с собой в пучину, и она очень хотела к ним. С тех пор Ульяне сняться о них сны и она мечтает стать русалкой.

Февронья. Замужем за мельником Солопием Черевиком. Растит падчерицу Параску, своих детей нет. Живут на отшибе, почти ни с кем не общаются. Февронья людей видит только в храме по воскресеньям да на ярмарке. У Параски жених завелся, но ни Февронья ни Солопий его не одобряют — уж очень беден — и всячески отвадить хотят. Угрозы Солопия на Параску с Грицьком не подействовали, приходится Февронье самой следить кабы чего не вышло. Ну и свои дети не помешали бы. Хочет Февронья за помощью к ведьме Солохе и лекарю Пацюку обратиться. Авось и помогут проблеме. Ну и к цыганке из приезжего табора собралась. Говорят она правду гадает.

Потомственный мельник Солопий Черевик. Дело свое знает и муку его народ хвалит, поэтому пшеницу для самого барского стола мелет и почетом и уважением пользуется. Женат вторым браком на Февронье или, по-простому, Хивре. От первой жены дочку растит — Параску. На ярмарку собрался, чтобы муку хорошо продать, да и выпить чарку-другую тоже не помешает, а то дома совсем никак — много воли жена с дочкой взяли, совсем проходу не дают. Да вот беда: жена с дочкой тоже напросились, чтоб им пусто было. Солопий уже и так и этак отговаривал, да куда там – что бабе в голову втемяшется, ничем потом не выбьешь. Ну да ладно, Бог даст — как нибудь образуется, а на ярмарке и так делов не впроворот будет: и с кузнецом насчет мельницы сговориться надо, да и с водяным и с лешим встретиться — чтоб, значит, мельницы хорошо работали и хлопот не приносили.

Без-Ножа-Режу Сёма, коробейник, торгует всем подряд что приносит доход. В диканьку приехал услышав про разные страные вещи, что там творятся. Набрал товару разного, святой воды, амулетов заговореных и приехал посмотреть, нельзя ли разузнать чего-то, ну и поторговать заодно на ярмарке.

Перепилиха. Торгую по мелочи разным женским рукодельем, а когда и самогонкой понемногу, ежели кому приспичит. Живу одна. Возраст вроде как ягодный, но характер не шибко дружественный.

Параска — дочь Солопия (мельника). Мать умерла давно. Мачеха Параске неплохая досталась. Не злая, не жадная (Феврония). В хороводе с Оксаной, дочкой головы, и Ариной, пастуха Макара сестрой — первая, и за прялкой никому не уступит; а уж по красоте и вовсе ей равных нет. Отец говорил — за богатого отдам, а полюбила Параска бедняка Грицько Голопупeнко, сапожника. Солопий сказал, сам ей жениха найдет достойного, богатого. А чтоб не плакала, повез всю семью на ярмарку в Сорочинцы…

Макар, молодой пастух, работаю на барина Оболонского. Песни пою да отару считаю. Но что-то в последнее время невесело мне. Ночами снится мне покойная сестричка моя любимая. Сказать что-то хочет, да не слышу я ее, как будто глухой я стал. Она говорит, а я не слышу…

Марта, вдова 30 лет. Приехала торговать семечками, порошками для желудка и другими микстурами.

Демьян и Авдотья Шабаевы — хозяева шинка «Тихий омут». Жили в селе всегда. Демьян в шинке вырос, унаследовал от отца. Знает кто кому кем приходится и кто кому не приходится. Авдотья — все как муж скажет.

Максим Пацюк, знахарь. Порчу снять или сглаз какой- это ко мне. Жил раньше у Солохи, сестры двоюродной да тесно стало- перебрался в поместье, пью-гуляю с казаками.

Никифор Иннокентьевич Пономарев, Полицейский урядник (глава полиции волости (примерно 1000 — 2000 дворов)). Основными задачами полицейских урядников являлось оказание помощи становым приставам, руководство деятельностью сотских и десятских, обеспечение личной и имущественной безопасности, пресечение преступлений и проступков на обслуживаемой территории, а именно на закрепленной части стана или участке. «Охранять общественное спокойствие и следить за проявлением каких бы то ни было действий и толков, направленных против правительства, власти и общественного порядка, равно подрыву в обществе доброй нравственности и прав собственности». Местный. После того как не получилось поступить в университет, решил пойти по стопам отца. Одиннадцать лет назад уехал к дядьке, учиться да воевать. Всякого повидал, научился и стрелять и на коне скакать. В Крымской войне участвовал. В последние годы сражений особых не было, да и потянуло домой. Год назад вернулся и пошел работать урядником — тогдашнего урядника как раз удар хватил. Служба складывается хорошо. Много народу знает но мало с кем близко общается, чтобы общение долг службы выполнять не мешал.

Матвей всегда озабоченный и в работе. Носит с собой котомку с кистями и сухими порошками с красками. Чем бы он не занимался, рядом с ним его спутница Мань — Мара. Смешная и пугливая. Матвей готов расписать и украсить все вокруг, а спутница строго смотрит и оценивает, нужно ли прилагать свое мастерство к тому или иному предмету, будь то стена храма или домовая утварь. После того, как Матвей нарисует, он спутницу свое зовет, она накрывает платком цветастым поверхность, пошепчет и после этого…

Духовное лицо:

Отец Савелий. Отучился в бурсе при Киево-Печерской Лавре. Глава Диканьского Прихода. Поскольку в Сорочинцах своего Храма нет, то и оттуда прихожане приходят ко мне справлять свои требы. В Диканьке довольно давно. Женат (на данный момент жена в отъезде). Детей пока нет. Отношения с односельчанами в целом и в среднем нормальные или хорошие. Но ОЧЕНЬ сильно не одобряю всякого рода суеверия. Всё это ересь! И вот вам всем история с внушением, про суеверия, и прочее мракобесие. Поговаривают что в лесу где-то есть заброшенная часовня, где начебто панночка юная упыря вызвала. И был барин один — Венедикт Венедиктовоч. Як сейчас помнится, — приезжал, истории собирал. Да и полез он эту часовню шукати: упырь ему нужен стал. Никакого упыря он конечно не знайшов, а от у болотi утоп! Так шо не думайте люди про такое, и не верьте вы этим байкам. А вiруйте в Бога нашего Иисуса Христа! А кто сомневается и думы всякие думает или балачки балакает про русалок и прочую нечисть,- покайтеся люди, бо горе вам буде, як тому барину!

Дворяне:

Александр Евгеньевич Дмитриев. 44 года от роду. Воевал героически в Крыму, был трижды ранен, дослужился до подполковника, после чего вышел с почётом в отставку. Живу в тишине и одиночестве в имении неподалёку, по соседству со Львом Андроновичем Кандыбою, развожу охотничьих псов, чем и известен не только в округе, но и далеко за её пределами. Знаком, чуть более чем шапочно, с семейством помещика Анишкина. Издавна дружен (насколько это позволяет положение, конечно) по опыту военной службы с казаками Игнатом Роздайбедою и Митрофаном Баклановым.

Петр Федорович Богомолов — 33-34 года, дворянин, инженер, коллежский асессор, со слов работает на Государство. Чудак, изобретатель, книгочей, сторонник прогресса, говорит на нескольких языках, учился в Европе. Землю когда объявили вольницу раздал крестьянам, живет в семейном поместье с несколькими слугами. Богобоязненный человек.

Валерий Ильич Разуваев. Лет за сорок, холостой мелкопоместный дворянин, живёт в поместье под Полтавой. Некоторые могут помнить его по благотворительным балам, или вообще наезжали в гости (он, при некоторой стеснённости в средствах, натура очень хлебосольная). На всех почти европейских языках знает по две-три фразы, не больше, ссылаясь на недостаток практики. В своё время учился в Вильно, но на службе, насколько можно судить, не состоял.

Почтенные господа, позвольте представиться — Мария Ивановна Анишкина, по батюшке Старченко. С мужем моим Павлом Васильевичем и дочерью Ириной мы недавно вернулись из Киева в наше родовое имение. Давненько мы тут не бывали, лишь изредка наезжали о хозяйстве справиться. Вот и получилось подрастеряли мы наших знакомцев, по новой надобно знакомства налаживать. Да вот еще наша доченька, кровинушка наша подросла, пора и о женихе подумывать. Хорошего жениха хорошее приданное ждет — люди мы не бедные, ничего для дочкиного счастия не пожалеем. Так что милости просим, господа хорошие, на чай, да на кофий захаживайте.

Кандыба Лев Андронович. Лет под сорок, бывший военный. Холост. Не дурак выпить, закусить и поволочиться за барышнями. Старый Андрон Кандыба не так давно помер, так что Лев Андронович остался единственным наследником, и достаточно по местным меркам обеспечен. Мировой посредник, разбирает дела и тяжбы между крестьянскими общинами и помещиками. Решения по ним выносит довольно странные и порой парадоксальные. Лет двадцать назад ходили про него какие-то тёмные и скандальные слухи, но сейчас толком уже ничего не помнят.

Илья Ильич Оболонский, дворянин, возрасту умеренного, нраву умеренного, общительного (тоже в меру). Ведёт опять же, размеренный образ жизни, в связях, порочащих его, замечен не был. Дружен с отцом Савелием и Львом Андроновичем, с отцом последнего был дружен даже несколько сверх меры (в хорошем смысле). С годами развилась фикс-идея, переходящая в манию (опять же, в хорошем смысле) о всемирном обучении, чему посвящает почти все свободное от раздумий время.

Ирина Павловна — дочь Марии Ивановны и Павла Васильевича соответственно. Батюшка с матушкой везут меня на ярмарку поразвлечь. Шлю привет милейшему человеку Ивану Александровичу Клестову и не менее милейшему соседу нашему Александру Евгеньевичу Дмитриеву.

Тимофей Афанасьевич Иволжский — доктор. Мзды с людей почти не беру. Ну, разве, самую малость — за визит. Проигрался в карты… Сначала думал потихоньку отработать, да на днях Павел Васильевич напомнил, что долг платежом красен, и до конца ярмарки надобно заплатить. К чему спешка, непонятно, но расписку-то Павел Васильевич взял, и делать нечего. Если не найдется в ближайшее время денег — придется либо дом продавать, либо в бега пускаться. И то и то — собачья жизнь получается. Думал, думал, уже всю думу издумал, как бы из положения такого выбраться. Надежда на ярмарку.

Василиса Кашпоровна Калатай. Дама строгая но справедливая и уважаемая.

Лариса Максимовна Шулейко — вдова, теща градоначальника Полтавы, которого знают все, и потому и мне перепадает известная толика уважения. Дама я очень суеверная, верящая в сны и приметы, а также любящая всех поучать, уж с моим то жизненным опытом и прочтении множества романов, я то знаю как нужно жить!

Герасим Антонович Хлебников. Происхождения знатного. Повеса с ветром в голове. По настоянию папеньки устроен в министерство на службу. Самостоятельных решений в жизни отродясь не принимал и от того о последствиях самодурств своих кручиною не утруждался. Склада философского, нрава упрямого. Взяток не берет, однако подарков диковинных принимать не гнушается. Силой обладает богатырской. Умом скудным. Любит почудить, да позабавиться. В отрочестве чуть что не по его было, сразу на кулаки без разбору. Нонче в драку открыто не полезет. Стреляет метко. В Диканьку прибыл из столицы с особливой миссией. Шельма.

Цыгане:

Мардула «староста» табора. Рассудительный. Табор это свобода. Таков закон, и он чтим. Посоветует, но если что — препятствовать не будет, в душу не полезет.

Гита, 19 лет. Младшая дочь Мардулы и ученица бабушки Годявир. Девушка солнечная, веселая и любопытная. Полна любви к своему народу и желанием помочь.

ФимкаКхаца«) — 27 лет, родом из Диканьки. Смешливая, впыльчивая, знает много сказок. 10 лет в таборе. Жена Богдана, любит его, детей нет, но вырастили/воспитали младшего брата, Златана. Дружна с Зарой.

Богдан, муж Кхацы. Спокоен, упрям, молчалив.

Бахти. Сын Земфиры и Драгомира. Нв гитаре игрец на все руки мастер. Недавно вернулся в табор после долгой отлучки. Прошу любить и жаловать.

Зара. Родилась и выросла в таборе, воспитана на цыганских песнях и сказках. Люблю табор и вольный образ жизни. Дружна с Кхацой и Златаном.

Годявир, пожилая цыганка, вдова прежнего цыганского вожака Джуры, бабушка Гиты. Пожилая мудрая женщина, хоть и неграммотная. Могу совет хороший дать, хоть женщине, а хоть и мужчине. Гадаю, будущее вижу, заговоры делать мастерица. Ращу внучку Гиту, что сиротой осталась, присматриваю хорошего жениха.

Златан. 18 лет от роду. Новоиспеченный глава табора. Брат Богдана.