Рекомендуем прочитать
Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», прежде всего первую часть:
- Сорочинская ярмарка
- Вечер накануне Ивана Купала
- Майская ночь, или Утопленница
Табель о рангах
Довольно важная и немного запутанная система чинов, потомственного или же личного дворянства, а также кто и сколько должен был служить в определенном ранге перед тем как переходить на более высшую ступень — это и есть табель о рангах. Учрежден Петром Первым, после дополнен и несколько видоизменен. Вам известен, дорогие игроки. Ниже привожу «шпаргалку» что бы быстро понять, кто главнее — коллежский асессор али регистратор, но советую пройти по ссылке и подробнее почитать: там тоже есть таблица в которой в частности указанно как и к кому обращаться. Будем вежливы к чинам, дорогие игроки. ))
https://ru.wikipedia.org/…/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D
О реформе 1861 года
Высочайшим Указом крестьянам была дарована свобода и право на владение имуществом, но, как водится, ничто не дается даром.
После Указа земля все еще принадлежит помещикам, а свои наделы крестьяне должны выкупить. И пока не выплатит крестьянин хотя бы 20% стоимости надела, продолжать ему работать на барщине или оброк платить помещику. И уйти нельзя. Так что с крепостью разница не велика, разве что барин теперь продать не может.
Как выплатит мужик 20% стоимости надела, остальную часть помещику казна заплатит, а мужику теперь 49 лет в казну долг отдавать. А быть всю жизнь должником Государству Российскому — невеликое удовольствие.
И какие земли из имения на крестьянские наделы пойдут, а какие помещику останутся — то в уставной грамоте прописано. А кто ту грамоту составлять будет? Несомнено, человек благородный и об интересах государственных пекущийся. Помещик, то есть. В законе написано, сколько земли надо крестьянам отдать, но ведь не написано, какую именно. Так что кузницу или мельницу лучше бы себе оставить, от наделов крестьянских «отрезать».
Кто «отрезки» эти по уму спланировал, большую выгоду имеют. Можно с мужиков арендную плату требовать, например, если им коров на водопой по барскому отрезку гонять надо. Если денег у мужиков нет, отработка на помещичьем поле или в хозяйстве тоже сгодится.
И если есть у крестьян жалобы или недовольство тем, как уставная грамота составлена, по закону мировой посредник должен разногласия разобрать и постараться стороны к полюбовному соглашению привести. А посредника назначает губернатор, непременно из потомственных дворян-помещиков. Так что известно, на чью сторону обычно склоняется решение споров.
О костюмах
У нас не историческая реконструкция. Мы не будем придираться к таким деталям, как вышивка из другой губернии или фасон сюртука/платья, вышедший из моды двадцать лет назад. Однако, в любом случае, мы хотели бы видеть игроков в красивых и соответствующих образу костюмах.
Вот несколько статей, которыми вы можете воспользоваться:
Статья из журнала «Столичный вестник» от марта месяца 1865 года
«Известно, что истинная красота в мире существует бывало в родстве с истинным уродством. На своем историческом пути Православная Россия не избежала еретических течений, иногда возникающих внутри нашей страны, а чаще приходящих с Запада, да от вольнодумия. Мы хотим ознакомить нашего читателя с некоторыми из сих еретических движений — не для огласки их, а лишь для того, что бы знал он, как тернист путь истинной веры да как часто с него сбиваются послушники.
Одной из первых ворвалась на Русь из Болгарии секта “богомилов”, по имени монаха Богомила (Х век). Она учила, что Бог породил двух сынов: Сатанаила и Логоса, что Христос и есть Логос, родившийся от Девы Марии из Ее уха. Эта секта отвергла таинства, требовала аскетической жизни и т. д. К XIII веку эта секта распространилась по всей южной Европе и Испании. Несмотря на гонения, секта сохранила в России свое тайное учение по сей день, когда превратилась в секты хлыстов и скопцов.
Другим тайным обществом была секта “жидовствующих”. Эта секта появилась в XV веке, сначала в Новгороде, а потом в Москве. Она — смесь еврейства с рационализмом. Секта жидовствующих отвергла божественную природу Иисуса Христа, иконы и обряды. Основал секту еврей Схария, который в 1470 году прибыл в Новгород в свите князя Александра Олельковича, как его лейб-медик. Проповедь Схарии увлекала многих людей, высоко стоящих в государстве. Так, одним из руководителей тайного союза стал дьяк посольского приказа Федор Курицын (министр иностранных дел того времени), а в тайный союз попали и некоторые родственники великого князя. Но в 1504 г. секта была поставлена вне закона, и последователи сосланы в заточение. Все же из остающихся корней этой секты возникла секта “субботников”.
“Субботники” — возникли в 18 веке, празднуют субботу и придерживаются Ветхого Завета. Некоторые даже совершали обрезание по иудейскому обычаю. Были сосланы императором Николаем I на Кавказ, но есть еще приверженцы и поныне.
Старообрядцы, или староверы — это общее название религиозных групп, отделившихся от Русской церкви в XVII веке. Начался раскол из-за несогласия некоторых духовных лиц с исправлением ошибок в богослужебных книгах и изменением обрядов, начатых патриархом Никоном в 1655 г. Это несогласие вскоре выросло в открытый раскол, увлекший за собой большое количество приверженцев старины. Сначала старообрядческое движение ставило своей целью следовать древним русским обрядам и обычаям. Здесь не было ереси, но лишь неповиновение церковной власти. Восставая против “новшеств”, старообрядцы стали восставать и против государственной жизни. Они стали выселяться в малообжитые пространства Севера, Поволжья, Сибири, а также в Польшу, Пруссию, Румынию, Турцию и Китай.
Со временем старообрядцы разбились на множество “толков” (групп). Некоторые из них продолжают настаивать на употреблении старинных книг и икон, отличаются суровыми нравственными правилами в жизни, а от православного населения отличаются церковными обрядами и неподчинением духовной иерархии. Старообрядцы разделяются на две большие группы: поповцев и безпоповцев, — в зависимости от того, принимали ли они священников, переходивших из православия в раскол, или нет. Обе эти группы распались на множество толков, названия которых произошли от имен их основателей. Некоторые старообрядческие ветви, отказавшись от священников, выродились в сектантские общества.
Вот особенности некоторых из бывших или действующих на Руси сект:
“Духоборы” — секта квакерского происхождения появилась в начале 18 века в Харьковской губернии. Благодаря малограмотности духоборов учение их трудно сформулировать. Они не верят в Божество Христа, признают переселение души, небо и ад понимают иносказательно, отвергают церковную иерархию и обряды; отвергают присягу и исполнение воинской повинности.
“Молокане” — не признают таинств и обрядов Православной Церкви, отвергают почитание святых и признают богослужения только в виде чтения Священного Писания и пения псалмов. Запрещают увеселения, пьянство, курение, сквернословие.
“Скопцы” — полагают спасение в физическом подавлении плоти посредством оскопления. Секта в России появилась в XVIII веке. Скопцы почему-то считают своим родоначальником апостола Матфея.
“Хлысты” — составляют общины, “корабли”, во главе которых стоят “пророки, христы, богородицы и пророчицы”. Они отвергают священство, Церковь и таинства. Верят в Христа “изобретенного”, т. е. допускают возможность сделаться каждому человеку, путем аскетизма, “христом”. Их богослужения, или “радения”, состоят в чтении и объяснении Священного Писания, с пением, прыжками, беганьем и кружением, доводящим их до бесчувственного состояния и бреда, что принимается ими за пророческое вдохновение. Практикуют самобичевание. Хлыстовская секта является изуверской и опасной сектой.
“Пятикнижники” — они считают, что Бог в строгом смысле един. Пятикнижие Моисея — это столповые книги. Иисус Христос — не Бог. Церковь — это только сообщество верующих. Все внешнее в ней есть человеческое измышление и подлежит отвержению. Храм это кумирница, иконы — идолы, иерархия — лжеучители, идольские жрецы. Никаких таинств. Причастие — это простой хлеб и вино. Покаяние — самообман. Иконы и кресты надо сокрушить, как идолов, посты и монашество отбросить. Все люди с их разной верой — одинаковые у Бога. Не должно быть ни властей, ни войн.
Из сего видно читателю, что много путей у ереси, часто она обретает обличие разума, но только уводит человека от истины так же верно, как и безумие.
Несколько ссылок на сказки и предания
Это важно знать, потому что они являются неотрывной частью культуры и психологии того времени: даже если сам человек в сказки-поверья не верит, они его окружают повсюду, и многие в них верят и основывают на них свои действия и решения. Хотя бы шапочное знакомство с ними важно для того, что бы жить в том мире и в то время:
https://www.litmir.me/br/?b=199138&p=1 — вас, в основном, интересует раздел «нечистая сила»
http://hobbitaniya.ru/cigan/cigan.php — специально для цыган — цыганские сказки.
Праздник Ивана Купалы
Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня (7 июля). По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. В календарном цикле симметричен Рождеству (Коляде).
Существуют разные версии о происхождении праздника. По одной из них праздник посвящен Иоанну Крестителю, а название Иван Купала является «народной версией», поскольку эпитет Иоанн переводится с греческого как «купатель, погружатель» (греч. βαπτιστής). Выбор именно глагола купать для перевода эпитета «креститель» был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. По другой праздник Купала является древнейшим массовым обрядом очищения, а название происходит от имени бога Купалы.
В народной культуре славян праздник Ивана Купала имеет огромное значение, поэтому и традиции Ивана Купала очень обширные, затрагивающие все сферы жизни.
Обязательным обычаем этого дня было массовое купание. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. Вода, набранная из источников в день Ивана Купалы обладала чудодейственной и магической силой.
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Молодёжь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня или коровы (полес.) и т. п. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костёр непременно «живым огнём», добытым трением; кое-где огонь от этого костра несли домой и разводили новый огонь в очаге. К огню должны были выйти все женщины села, так как не пришедшая подозревалась в ведьмовстве. Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Девушки прыгают через огонь, «чтобы очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров», и чтобы «русалки не нападали и не приходили в течение года». Девушку, не перепрыгнувшую через костер, называли ведьмой, её обливали водой, хлестали крапивой, как не прошедшую «очищения» купальским огнём.
Характерная примета праздника Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.
Считалось, что в этот день лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли большую силу. Некоторые травы собирались ночью, другие днём до обеда, а некоторые по утренней росе. При сборе лечебных трав читали особую молитву (заговор).
По поверью в полночь на Купалу расцветает папоротник. В полночь из куста папоротника «показывается цветочная почка. Она то движется вперед и взад, то заколышется как речная волна, то запрыгает как живая птичка. Все это происходит от того, что нечистая сила старается скрыть от людского взора дорогой цвет. Потом, ежеминутно увеличиваясь и вырастая вверх, цветет как горячий уголь. Наконец, ровно в 12 часов, с треском развертывается цвет, как зарница, и своим пламенем освещает около себя и вдали». Сорвавший цвет папоротника и сохраняющий его при себе приобретает необычные возможности. Он становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам — они рассыплются перед ним, владеть нечистыми духами, повелевать землею и водою, становиться невидимым и принимать любое обличье. , Чтобы сорвать папоротник, нужно в ночь на Ивана Купалу разостлать около растения священную скатерть (употреблявшуюся на Светлой неделе), очертить вокруг себя круг освящённым ножом, читать заговор и дожидаться полуночи. Нечисть старается отвлечь охотника за цветком папоротника: шумит, зовет голосом близкого человека, окликает. Если отозваться на голос или повернуться к призраку, то можно лишиться жизни. Злой дух срывает голову вместо папоротника и посылает душу в ад на мучение за то, что дерзнул похитить цветок, составляющий украшение ада. Сорвав цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать без оглядки (по другому поверью, нужно бережно положить его на раскрытую ладонь и нести до дома, не оглядываясь назад).
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём. Символом такого соединения являлись костры, которые зажигались в ночь на Купалу по берегам рек. Кроме того, в купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество. Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. У восточных и западных славян имелось предание, повествующее о брате и сестре — Купале и Костроме. Их родителями были богиня ночи Купальница, и Семаргл, бог огня. По преданию, когда-то давно, в день Купалы, к реке Ра (старое название Волги), прилетели Алконост, птица радости, и Сирин, птица печали. Обе птицы, особенно Сирин, были опасны — тот, кто послушал Сирина, забывал обо всём на свете и следовал в царство Нави. Не послушавшись родительского указа, побежали Кострома и Купало в поле, послушать птиц, от чего приключилась беда — Кострома вслушивалась в слова Алконоста, в то время как Купало — в слова Сирина. И забрали тогда Купалу по повелению Чернобога птица Сирин и гуси-лебеди в царство Нави. Так и разлучила судьба брата и сестру. С тех пор прошло много лет. Кострома выросла красавицей. И, однажды, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать его с её головы. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. Эта похвальба не была одобрена богами. Ветер усилился, и снёс венок прямо в реку Ра. Там венок подобрал Купало, проплывавший мимо в лодке. По обычаям, тот, кто подобрал венок, обязательно должен был жениться на девушке, которая сплела его. И Купало, и Кострома не возражали — приглянулись друг другу. И тогда, сыграли они свадьбу. И лишь после неё боги сообщили им, что приходятся те друг другу братом и сестрой. Узнав о позоре, решили возлюбленные покончить с собой. Кострома убежала в лес, нашла в нём тёмное лесное озеро и нырнула в него с головой. Но не умерла она, а стала мавкой (или русалкой). Купало же бросился в огонь и погиб. С тех пор, Кострома блуждала в окрестностях своего озера. Когда она видела юношу, она думала что это Купало, и затаскивала в омут; лишь под водой Мавка узнавала, что это не её возлюбленный — но было поздно — юноша был уже мёртв. Раскаялись тогда боги. Слишком жестокой вышла их месть. И решили они вернуть Купалу и Кострому к жизни; даровать им человеческий облик нельзя было, и поэтому те превратили их в красивый цветок — Купало-да-Мавка, где жёлтым цветом, цветом огня, расположился Купало, и синим, как воды лесного озера, Кострома. Лишь во времена христианизации на Руси, когда Купало стал Иваном, а Кострома — Марьей, цветок переименовали во всеми теперь известный Иван-да-Марью.
Традиции славян говорят о том, что на Ивана Купала просыпается лесная и водяная нечисть — ведьмы, змеи, водяные, русалки, оборотни, — поэтому в эту ночь нельзя спать. На Ивана Купала нельзя и купаться, ведь водяной может затянуть в воду. Чтобы ведьмы не «отобрали» у коров молоко, русские втыкали освящённую вербу на пастбищах, а на Украине хозяин втыкал осиновые колышки во дворе. С этой же целью в Полесье вешали в хлеву на ворота крапиву, рваные мужские штаны или зеркало. В Белоруссии с помощью осиновых веток и колышков защищали не только скот, но также и посевы, «каб ведзьми не адняли спор». Для защиты от нечистой силы принято было также втыкать острые и колющие предметы в стол, окна, двери и т. п. У восточных славян при входе в дом ведьмы и т. п. снизу в стол втыкали нож, чтобы помешать ей выйти из дома. У южных славян считалось что если нож или ветки боярышника, воткнуть в дверь, то это убережёт от вампира или моры. В купальскую ночь восточные славяне в окна и двери домов и хлевов втыкали снаружи косы, вилы, ножи, а также ветки определённых деревьев, защищая «своё» пространство от проникновения нечистой силы. Считалось что для того чтобы защитить себя от нападения ведьм, следует класть на пороге и на подоконниках крапиву. Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. На Украине и в Белоруссии магические свойства приписывались головешкам из купальского костра. В западном Полесье молодёжь вытаскивала из костра головни, бегала с ними как с факелами, размахивала над головой, а затем забрасывала их в поле «для защиты урожая от нечистой силы».